На фоне краха гоночной команды Marussia F1 (ирландская компания Marussia Communications Ltd) обанкротились инжиниринговое и дистрибуторское подразделения первого российского производителя спортивных автомобилей «Маруся Моторс» - ООО «Маруся инжиниринг» и ООО «Е.М.М.». Их общие долги превосходят 100 млн рублей. Основоположник «Маруси» Николай Фоменко и его бизнес-партнер Антон Колесников еще в апреле покинули должности управляющих в люксембургском офшоре Marussia Lux S.A., к которому привязаны все российские активы.
Прокуратура бессильна
Как узнали «Известия», ООО «Маруся инжиниринг» подало заявление о своей несостоятельности еще в июне этого года. В октябре столичный арбитраж признал фирму нулем и начал конкурсное создание, другими словами функцию распродажи активов. «Представитель ликвидатора объяснил, что в процессе проведения мероприятий по ликвидации должника установлено, что имущества должника недостаточно для ублажения требований кредиторов», - говорится в определении суда. Общественная сумма задолженности компании «Маруся инжиниринг» - 27,6 млн рублей, при всем этом балансовая стоимость имущества должника составляет всего 14,7 млн рублей.
Сообщалось, что в июне межрайонная Тверская прокуратура Москвы инициировала разбирательство в отношении «Маруси инжиниринг» - следователи выявили, что с января по июнь 2014 года у компании образовалась задолженность по зарплате 115 работникам на сумму выше 19 млн рублей. Опосля проверки было возбужденно административное дело по факту нарушения трудового законодательства (ст. 5.27 КоАП).
Из всего бывшего коллектива судиться с разорившимся работодателям отважились лишь 17 человек, при помощи прокуратуры они выдвинули претензий на 2 млн рублей.
- Трибунал постановил выплатить долг, но ничего так не последовало. На заседании они (представители «Маруси». - «Известия») заявили, что у их бедственное положение, и только попросили понизить моральный вред с 10 тыс. рублей до 1 тыс. рублей. Никаких обещаний и остальных действий, очевидно, не было, - сказал «Известиям» прошлый сотрудник компании Максим Калмыков. - В среднем предприятие задолжало сотрудникам зарплаты приблизительно за 3 месяца, но в этом юридическом лице их взять неоткуда. Дело в том, что всего имущества у «Маруси инжиниринг» нет. Так как она была изготовлена чисто как компания, которая работала по госзаказу (проект «Кортеж» - авто для чиновников, компания участвовала в нем в 2013 году, но была исключена из него. - «Известия») главные средства были у ООО «Е.М.М.» и ООО «Маруся Моторс», - продолжил Калмыков.
«Маруся инжиниринг» является стопроцентной «дочкой» ООО «Маруся Моторс», которая и отвечала за выпуск спортивных автомобилей. Как и дистрибуторское отделение (ООО «Е.М.М.»), «Маруся Моторс» находится под контролем люксембургской компании Marussia Lux S.A. Согласно уставу люксембургской компании, ее уставный капитал составляет €60 тыс., а акции в равных толиках (по 500 шт.) распределены меж Николаем Фоменко и Антоном Колесниковым (прошлый гонщик, раскручивал гоночные команды Miller Pilot, THK Racing, Yukos GT). Ежели понятно, что гоночный проект Marussia F1 жил на средства бизнесмена Андрея Чегалкова, то источники финансирования российских дел «Маруси» никогда не раскрывались.
Ранее в видеоблоге «Бизнес-Секреты» предпринимателя Олега Тинькова Фоменко признавался, что благодаря денежному кризису 2009-2011 годов ему удалось закупить по бросовым ценам чрезвычайно драгоценное и современное оборудование для собственного производства.
- Там два автоклава («печь» для производства композитных материалов. - «Известия») было, пятикоординатные станки, пропиточные машинки для карбона, покрасочные камеры. Техники было предостаточно, чтоб покрыть долги перед всеми сотрудниками. Всё это реализовали, как я знаю. Главной задачей было погашение долгов перед поставщиками, а не работниками, хотя по законодательству необходимо напротив, - сетует прошлый сотрудник «Маруси» Дамир Каримов. - Некрасиво, естественно, поступили.
Каримов отметил, что много раз менеджмент «Маруси инжиниринг» по разным вопросцами пробовал побеседовать с Фоменко, но он не выходил на контакт. На просьбу «Известий» откомментировать банкротство «Маруси инжиниринг» либо связать с Николаем Фоменко его представитель - Павел Гунбин - ответил отказом.
Вопросцы к инжиниринговой дочке «Маруси» есть и у Счетной палаты. Сначала сентября госаудитор Сергей Агапцев, проводивший расследование сделок по тендерам Минпромторга, сказал, что «возник риск утраты 24 млн рублей», которые «Маруся инжиниринг» получила в 2013 году от Научно-исследовательского авто и автомоторного института (НАМИ) для разработок технологий проекта «Кортеж». Но даже то, что успел сделать в рамках контракта банкротившийся производитель, не удовлетворило НАМИ. Правда, претензии ФГУПа оформились в иск к «Марусе инжиниринг» лишь опосля замечания со стороны Счетной палаты, и их сумма невелика - 48 тыс. рублей (карточка дела в арбитраже - А40-131889/2014). Не считая того, в рамках банкротного производства претензии к «Марусе инжиниринг» имеют изобретатель Сергей Пустахайлов, который практикуется на электромеханике, также компания «КС-Недвижимость».
Продано четыре макета
Через «Е.М.М.» предполагалось продавать спортивные автомобили Marussia, эта компания попросила трибунал признать себя нулем в конце июля, в сентябре иск был удовлетворен, в октябре-ноябре с претензиями определись несколько кредиторов. В реестре кредиторов поставщик программного обеспечения для 3D-моделирования: российский филиал американской компании Dassault Systems выставил иск на 680 тыс. рублей. ЗАО «Торговый дом 'Свит' (поставщик металлоизделий) просит 46,2 млн рублей. ИФНС № 7 по г. Москве пробует взыскать с 'Е.М.М.' 16,2 млн рублей, ЗАО 'Кардинал' претендует на 23,5 млн рублей.
При этом самый большой иск (на 91,5 млн рублей), который превосходит сумму других, к банкротящейся компании выдвинула 'сестра' 'Е.М.М.' - 'Маруся Моторс'. По мнению профессионалов, это быть может попыткой собственников не отдавать ничего иным кредиторам.
- С юридической точки зрения два субъекта могут предъявлять друг дружке требования независимо от того, кто является их учредителем, - говорит Кирилл Горбатов, партнер адвокатского бюро 'Юрлов и партнеры'. - Но неформально это быть может наращивание требований, для того чтоб иметь контроль в рамках процедуры банкротства. Ведь главные решения будут приниматься на собрании кредиторов, где у каждого голоса вес будет соразмерен его требованию.
На данный момент создание 'Маруси', которая успела реализовать четыре макета, выведено из цехов бывшего столичного завода холодильной техники 'Снежинка', эти площади занял иной арендатор. По телефонам компании 'Е.М.М.', занимавшейся сбытом спортивных автомобилей 'Маруся', отвечает секретарь иной конторы. Производственная компания 'Маруся Моторс' пока что не обанкротилась, но у нее также образовались долги перед партнерами. Прошлый автопроизводитель задолжал компании T-Systems CIS (российское подразделение Deutsche Telekom) 2,4 млн рублей. Вкупе с неустойкой и накопившимися пенями сумма иска составляет чуток наиболее 3 млн рублей.
- Было одно заседание, от 'Маруси' никто не пришел. Обещания заплатить присылают на электронную почту в деловой переписке, - поведала 'Известиям' Лена Красникова, управляющий отдела маркетинга T-Systems CIS. - Вот уже 1,5 года 'Маруся Моторс' не оплачивает сервисы по предоставлению программного обеспечения и консалтинга. Мы осознаем, что у их дело, может быть, идет к банкротству, но сами запускать эту функцию не будем. Пока ограничиваемся обыкновенными рамками судопроизводства даже без требований обеспечительных мер.
Согласно июльскому отчету Marussia Lux S.A., еще посреди апреля люксембургскую компанию покинули Фоменко и Колесников, сложив с себя возможности директоров в данной нам фирме.
- Судя по данным из реестра, компания не осуществляет активной деятельности. Балансы сданы сходу за 2 года, что нехарактерно для компаний, ведущих финансовую деятельность. Выведение из управления людей России быть может соединено с прекращением прямого управления компанией, также с новеньким законом РФ, обязывающим хозяев иностранных компаний докладывать о имеющихся толиках в иностранных компаниях налоговым органам РФ. Люксембургских директоров у компании нет - есть лишь два номинальных директора из Панамы. Всё говорит о том, что компания с этого года не употребляется в которых или проектах и в предстоящем быть может брошена собственниками, - считает Максим Тафинцев, управляющий партнер юрфирмы 'Российский дом. Международные юристы'.
Обладатели офшора могли покинуть его управление для того, чтоб избежать вероятных заморочек с законом, считает Сергей Ковалев, партнер адвокатского бюро 'Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры'.
- В российском законодательстве для учредителей компании нет прямой ответственности по долгам данной конторы, - констатирует Ковалев. - Есть три предпосылки, по которым собственники Marussia Lux S.A. могут ответить за долги российского бизнеса: а) учредители давали личные поручительства; б) возможна субсидиарная ответственность, ежели будет подтверждено, что учредители давали распоряжения, приведшие к банкротству; в) прокуратура все-же возбудит уголовное дело по факту неуплаты зарплаты (было лишь административное дело. - 'Известия'), и с учредителей взыщут причиненный вред.