Совет директоров Банка России 19 января 2015 г. разрешил1 в целях регулирования использовать кредитные рейтинги интернациональных агентств - Standard & Poors, Fitch Ratings либо Moodys Investors Service, - присвоенные по состоянию на 1 марта 2014 г. (для кредитных организаций и выпущенных ими долговых инструментов) и на 1 декабря 2014 г. (для других объектов рейтингования). В решении не указано, но из него следует, что не имеет значения, действуют ли используемые рейтинги на текущую дату и были ли они пересмотрены или отозваны агентствами опосля вышеназванных дат. Таковой порядок действий укладывается в логику и других решений ЦБ, принятых в ближайшее время. Например, с декабря 2014 г. банкам позволено: применять при составлении отчетности и расчете нормативов устаревшие денежные либо фондовые котировки; не использовать ограничения, установленные для процентных ставок; не сформировывать доп резервы вследствие ухудшений в качестве активов, произошедших из-за санкций.
Предпосылки перехода к использованию устаревших интернациональных рейтингов очевидны. Во-1-х, большие госбанки и попавшие под санкции компании столкнулись с ограничениями по получению интернациональных рейтингов. Во-2-х, все ведущие агентства пересмотрели суверенный рейтинг России, за чем, обычно, пересматривается большая часть рейтингов, основанных на оценке страновых рисков (в особенности - рейтингов компаний и банков госсектора). Понижение либо отсутствие рейтингов соединено с повышением издержек как для компаний, заимствующих на рынке (в виде роста стоимости фондирования), так и для держателей долга, в особенности тех, кто подвергается регулированию (в форме доп расходов на резервирование или утрат от принужденной реализации актива). Ситуацию ухудшает понижение ликвидности на рынке корпоративных облигаций, потому когда инвестор обязан реализовать их из-за несоответствия рейтинга мало допустимому уровню, сделать это без утрат нереально, и еще выгоднее дождаться оферты либо погашения.
С одной стороны, решение ЦБ, может быть, правильное исходя из убеждений фиксирования использования рейтингов, пусть и устаревших, в короткосрочной перспективе и на фоне вероятного их снижения глобальными агентствами. С иной - применение их рейтингов вызвано отсутствием кандидатуры независящим оценкам рейтинговых агентств, что признается Банком России. Но следует отметить, что к главным преимуществам, позволяющим использовать рейтинги, относятся: непрерывность их поддержания и конфигурации; публичность рейтинговых оценок; наличие у агентств проф опыта и методик, позволяющих присваивать целевые суждения; независимость агентств как от рейтингуемых объектов, так и от остальных заинтересованных сторон.
Таковым образом, рейтингом мы можем считать только мировоззрение агентства, являющееся актуальным, выраженное на публике и подкрепленное соответственной методике агентства аргументацией. А рейтинги, взятые на произвольно (а тем паче - специально) избранную дату в прошедшем, лишены указанных плюсов: они неактуальны, не меняются в согласовании с текущими рыночными критериями и, таковым образом, не отражают сегодняшнего представления агентств о кредитных рисках. Без указанных параметров рейтинг практически перестает считаться таким, и его применение инвесторами для оценки долга лишено всякого смысла. Разумеется, что инвесторы будут воспользоваться актуальными оценками агентств, что может отдать расхождение в их решениях относительно предполагаемых действий, которые могли бы основываться на фиксированных, устаревших оценках, принятых ЦБ.