Разве можно за один день поменять отношение мира к куриным окорочкам? Пожалуй, хоть какого, высказавшего такую идею, здесь же подняли бы на хохот. Но лишь не Роберта Брозина. Он - основоположник и гендиректор Nandos, сети ресторанов скорого питания, которая выросла из маленького умеренного кафе в Йоханнесбурге в интернациональный бренд, узнаваемый мировым политическим фаворитам и суперзвездам. Большими поклонниками Nandos являются певицы Бейонсе и Рианна, английский премьер-министр Дэвид Кэмерон и прошлый футболист Дэвид Бекхэм. За 30 лет собственного существования компания Брозина открыла наиболее 1000 ресторанов скорого питания в 23 странах в самых различных уголках мира: на Фиджи, в Бангладеш, Намибии.
История началась в 1987 г., когда Брозин пришел со своим другом Фернандо Дуарте в малеханькое кафе Chickenland в Йоханнесбурге. Друзьям это кафе приглянулось, и они заняли средств у знакомых и родных, чтоб купить его у хозяев.
Брозин говорит, что «всегда обожал вкусно поесть», но никогда не представлял себя в роли обладателя кафе. В свое время он так не получил законченного образования в сфере бизнеса, завалив экзамен по финансам.
Опосля института Брозин какое-то время работал на собственного отца, продавая продукцию Sanyo. Но работа ему не нравилась. «Жизнь так коротка. А я терял годы, работая у отца. Позже я много работал в больших компаниях: в Deloitte, в PricewaterhouseCoopers. И о боже, как я ненавидел эту работу!» - ведает он.
Жизнь поменялась лишь опосля покупки ресторанного бизнеса. Скоро Брозин открыл 2-ой ресторан в Йоханнесбурге, которым лично заведовал. «Я любил глядеть, как на кухню вносят обратно на тарелках обглоданные куриные косточки», - вспоминает он. И все таки управленческая сторона бизнеса его постоянно не много интересовала. Недаром на данный момент он планирует отступить от операционного управления компанией.
У Nandos несколько хозяев, но Брозин без охоты говорит о том, кто какой толикой бизнеса обладает. Понятно лишь, что главным акционером на данный момент является семья Энтовен. Энтовены вошли в бизнес, когда у Nandos было три ресторана. Семья еще сначала 1990-х гг. вложила в предприятие 1 млн южноафриканских рэндов ($86 000).
В Лондоне ресторан Nandos возник в 1992 г. Но в прошедшем году компании пришлось защищаться от обвинений, выдвинутых газетой Guardian. Влиятельное издание обвинило сеть ресторанов в том, что она употребляет целый ряд офшорных структур, чтоб уменьшить количество налогов, которые ей необходимо заплатить в Англии. Nandos ответила, что в 2013 г. заплатила английскому правительству наиболее 12 млн фунтов стерлингов ($18,1 млн) налогов с прибыли в 58,2 млн фунтов стерлингов ($87,2 млн).
В каждой раздельно взятой стране компания ведет свои дела автономно, продавая франшизы и управляя своими ресторанами. Единственное, что делается лишь в Йоханнесбурге, - именитый соус peri-peri, которым приправляют фирменную курицу Nandos.
Брозин и Эндрю Линч, гендиректор Nandos, не открывают денежных характеристик бизнеса, но молвят, что планируют раз в год открывать в Англии по 30 ресторанов. Еще от 20 до 30 ресторанов компании будет каждый год раскрываться в остальных странах.