Дженерал моторс капитулировал без спроса

Южноамериканский автоконцерн GM принял решение приостановить конвейер завода в Петербурге с 23 марта по 15 мая, поведали «Ъ» в пресс-службе завода. Обычный будет оплачен сотрудникам по российскому трудовому законодательству. Крайний раз подобные масштабные простои у GM были в прошедшем году: в августе и сентябре завод работал лишь четыре дня за месяц, а в октябре - восемь дней.

В 2014 году, по данным Ассоциации евро бизнеса (АЕБ), реализации GM в России свалились на 26,4%, до 257,6 тыс. машин. Общее падение рынка было существенно меньше - 10,3%. Толика рынка GM сократилась на 1,7 процентного пт, до 7,6%. При всем этом реализации Опель в прошедшем году снизились в РФ на 20%, а модель Astra выбыла из рейтинга топ-25. Реализации Шевроле на российском рынке свалились на 29%, а более продаваемой модели Cruze - на 25%. Не получил GM большой выгоды и от запущенной в осеннюю пору госпрограммы утилизации каров, которая поддержала, к примеру, АвтоВАЗ, УАЗ, Kia и Volkswagen. Но GM удалось реализовать в рамках программы за сентябрь-декабрь только 4 тыс. машин, другими словами около 2% от количества всех проданных в прошедшем году машин с утилизационной скидкой.

К тому же GM довольно сильно поднял цены из-за ослабления рубля. По оценкам президента ГК «Фаворит Моторс» Владимира Попова (дилер Шевроле, Опель, KIA и др.), рост цен с начала 2014 года составил в среднем 35%, а за крайние два месяца - порядка 20%. Обладатель петербургского дилера GM «Р-моторс» Андрей Ивойлов считает, что цены на машинки концерна с декабря возросли на 40-60% в зависимости от модели. По словам источников «Ъ» посреди дилеров, рост цен связан и с «невысокой локализацией моделей GM в России», из-за что «удорожание привезенных из других стран девайсов сходу отражается в цене». Государь Попов добавляет, что еще одна причина спада спроса - «давно требующий обновления» модельный ряд Шевроле.

Петербургский завод GM открыт в 2008 году. Инвестиции в стройку составили $303 млн. Проектная мощность - 60 тыс. каров в год. На данный момент тут выпускаются Шевроле Cruze, Опель Astra, Шевроле Trailblazer. По итогам 2013 года (данные за 2014 год еще не размещены) незапятнанный убыток завода вырос наиболее чем в три раза - с 1,7 миллиардов руб. до 5,3 миллиардов руб.

В конце прошедшего года в компании объявили о обновлении модельного ряда. В 2015 году планировалось запустить выпуск кроссоверов Cadillac Escalade и Шевроле Tahoe. В мае 2016 года, по сведениям «Ъ», предприятие рассчитывало запустить сборку Опель Mokka. Но сейчас, по данным источников «Ъ», управление концерна пересматривает планы. В конце 2014 года возникли слухи о способности полного закрытия компании из-за политических рисков и ухудшения ситуации в экономике. Но это опровергли и в GM, и губернатор Петербурга Жора Полтавченко.

На фоне продолжающегося наиболее полутора лет падения российского авторынка почти все автоконцерны уже навечно останавливали свои конвейеры. К примеру, на весь январь приостановил создание «Автотор», завод Ford во Всеволожске не работал с 10 декабря по 19 января, с 17 декабря по 12 января не работал завод Peugeot, Citroen и Митсубиши в Калужской области.

Гендиректор «Auto-Dealer-СПб» Миша Чаплыгин считает, что стратегия развития завода GM непонятна. «Если спрос на массовые модели, которые тут производятся, свалился более одного года назад, то реакция уже издавна могла последовать,- рассуждает он.- В итоге решено выпускать тут модели, которые максимум дадут реализации в 5-7 тыс. в год, а было надо порядка 50 тыс.». По оценке «Auto-Dealer-СПб», в 2014 году завод GM был загружен только на третья часть.

Кристина Наумова, Санкт-Петербург; Егор Попов