Как нам кажется, более поочередным и убежденным адвокатом экономной дисциплины, сокращения наружного долга и сотворения стабилизационных фондов (по последней мере, в общественном информационном пространстве) в «тучные годы» больших нефтяных цен был министр денег Алексей Кудрин. Тучные годы, возможно, прошли, и настало время употреблять сделанные фонды по прямому назначению - для стабилизации волатильности на кредитных рынках, что фактически и происходит.
В медийном пространстве обширно дискуссируется понижение суверенного кредитного рейтинга РФ до мусорного уровня. Словосочетание «мусорный рейтинг» звучит устрашающе, еще наилучшее воспоминание оставляет словосочетание «субинвестиционный рейтинг». Рейтинг не вкладывательного уровня (BB) по классификации интернациональных рейтингов агентств значит умеренный кредитный риск (риск дефолта) и неустойчивость по отношению к вероятной финансово-экономической турбулентности. Крайний раз таковой рейтинг был у РФ в 2005 г. (Moodys повысило рейтинг до вкладывательного уровня в 2003 г., Fitch - в 2004 г., S&P - в 2005 г.).
Нужно огласить, что уровень рейтинга (либо, лучше огласить, ожидаемый уровень рейтинга) - не единственный показатель, по которому мы возвратились наиболее чем на 10 годов назад. Вот к примеру, уровень, на котором сейчас торгуются кредитные дефолтные свопы (CDS) на российские обязательства, 560 пт, соответствуют кредитному рейтингу В (даже не ВВ); на этом уровне они торговались крайний раз в 2002 г., исключая маленький период высочайшей волатильности 2008 г. Тогда цены на нефть не превосходили $35, а перед инвесторами в российский суверенный долг маячила «проблема 2003 года» (ежели кто помнит - локальный пик выплат по наружному долгу в том году). Наружный долг тогда составлял $150 миллиардов, а резервы ЦБ - $36 миллиардов, и покрывали они семь месяцев импорта. На данный момент наружный долг равен $599 миллиардов, золотовалютные резервы - $379 миллиардов (включая $77 миллиардов Фонда государственного благосостояния и $88 миллиардов Резервного фонда), и покрывают они 13 месяцев импорта. За 2014 г., в течение которого экономика России была, по существу, отлучена от рынка интернациональных заимствований, наружный долг снизился на $129 миллиардов с $728 миллиардов, а резервы ЦБ и размер стабилизационных фондов уменьшились на $141 миллиардов - т.е. сокращение резервов, в сути, соответствует сокращению наружного долга.
Денежный рынок любит экстраполировать сложившиеся тенденции - за наиблежайшие два года нам предстоит погасить $180 миллиардов наружного долга. Будем ждать понижения резервов на такую же величину - до $170-200 миллиардов. Ежели представить, что текущий импорт, который составляет приблизительно $25 миллиардов, не снизится (а это было бы удивительно), то мы приблизительно придем к состоянию 2002 г. с покрытием резервами полугода импорта.
Проводя аналогию на макроуровне, можно отметить, что экономика РФ похожа на человека, который долго и хорошо зарабатывал и таковыми же тепами увеличивал расходы. Скопление резервов и стабилизационных фондов было уравновешено ростом употребления корпоративного и личного секторов. Заработок, ежели продолжать аналогию, располагался на депозитах, а текущее потребление оплачивалось с внедрением лимита по кредитной карте. Сейчас доходы приметно снизились, а кредитный предел закрыт, но есть и чем гасить обязательства.