Согласно сообщению S&P, кредитный рейтинг в иностранной валюте был понижен до BB+ с сохранением негативного прогноза, в государственной валюте - также на одну ступень, до BBB-. S&P внесло РФ в перечень CreditWatch (понижение рейтинга в наиблежайшие 90 дней с вероятностью 50%) 23 декабря, ранее агентство понижало российский рейтинг до уровня BBB- еще в апреле 2014 года, сославшись тогда на введение первого раунда санкций в отношении РФ. По данным «Ъ», Минфин РФ имел информацию о дальнейшем понижении рейтинга в декабре 2014 года, правительство РФ на консультациях с S&P, крайний раунд которых проходил, по сведениям источника «Ъ», на прошлой недельке, подвергало сомнению ряд оценок аналитиков агентства.
Декабрьские выводы S&P опосля падения цен нефти в январе 2015 года стали наиболее чем очевидны. Вчера S&P обосновало свое решение «снижением гибкости денежно-кредитной политики РФ» на горизонте 2015-2018 годов на фоне ухудшения ситуации в экономике (до минус 2,65% ВВП в этом году, средние темпы роста за четыре года не превысят 0,5%), также сокращением доходной части федерального бюджета. Напомним, министр денег РФ Антон Силуанов ранее оценил утраты госказны при средней стоимости $50 за баррель в 3 трлн руб. (доходы бюджета 2015 году утверждены в объеме 15 трлн руб.).
По прогнозу агентства, средний уровень недостатка госбюджета в последующие четыре года составит 2,5% ВВП.
Посреди главных рисков в S&P указывают сокращение интернациональных резервов из-за потребности в погашении займов наружным кредиторам, для что ЦБ придется предоставлять банкам денежную ликвидность. В итоге покрытие резервами текущего счета платежного баланса снизится к 2017 году с 7 до 3-х месяцев. Введение денежного контроля, также ускоренное исчерпание резервов могут привести к предстоящему понижению рейтинга, предупреждают в S&P: плановый пересмотр рейтинга при всем этом назначен на 17 апреля.
Утрата вкладывательного рейтинга угрожает окончательным закрытием забугорных долговых рынков и для российских компаний на длительное время - потолок по корпоративным рейтингам в случае РФ устанавливается не выше суверенного. Предполагавший понижение рейтинга 1-ый вице-премьер РФ Игорь Шувалов на форуме в Давосе поторопился предупредить: «Ситуация с рейтингами не совершенно адекватна, нередко рейтинги имеют в том числе некоторое политическое основание» и призвал регуляторов работать, «отвязываясь от рейтингов» интернациональных агентств. Министр экономики Алексей Улюкаев еще в конце декабря прошедшего года оценивал издержки, связанные с необходимостью преждевременной выплаты долгов (облигационные соглашения нередко предугадывают возможность автоматического погашения займа при понижении рейтинга эмитента ниже порогового уровня одним либо 2-мя агентствами), в $20-30 миллиардов. Минэкономики разглядывает варианты выкупа таковых облигаций, от которых будут отрешаться забугорные фонды, но в антикризисном плане Белоснежного дома это положение пока не зафиксировано. Во многом масштабы выхода из российских активов определятся дальнейшими рейтинговыми действиями соперников S&P - Fitch и Moody`s.
Для стабилизации рейтинга будет нужно восстановление денежной стабильности (сначала доступ российских заемщиков к забугорным кредитам), также улучшение главных макропоказателей, говорится в пояснительной записке S&P. Вообщем, наилучшей иллюстрацией к тезису о «снижении гибкости» денежно-кредитной политики служит заявление президента Владимира Путина на совещании с правительством по антикризисному плану - президент объявил ценностью работы Белоснежного дома «социальную стабильность» при сохранении «приемлемых» экономических характеристик. Напомним, в крайних версиях антикризисный план стоимостью около 1,4 трлн руб. не содержит предложений по стимулированию экономического роста. Их правительство хочет дискуссировать раздельно, и финансирование таковых мер в данной нам логике будет зависеть только от состояния конъюнктуры.
Татьяна Едовина, Дмитрий Бутрин