Европейский парламент поддержал решение навести в Еврокомиссию запрос о разделении бизнеса поисковых машин, сказало вчера агентство Bloomberg. А именно, речь может идти о запрете увязывать поиск в той либо другой системе с внедрением ее же коммерческих интернет-сервисов. Гугл в приготовленном парламентариями документе ни разу не упоминается, но говорится, что для борьбы с преобладанием в вебе быть может применено «отделение поисковых устройств от остальных коммерческих сервисов».
У самого Европарламента нет возможностей делить компании. Но он может влиять на решения Еврокомиссии, а та вправе применить к американской компании меры, предусмотренные антимонопольным законодательством, отмечает агентство.
Никаких юридических последствий для Гугл резолюция Европарламента не несет, уверен близкий к данной для нас компании человек. По его мнению, это огромное политическое решение, пролоббированное в основном германскими издателями, у каких издавна есть претензии к поисковику (см. врез). Но попытка принять определенные меры в отношении Гугл встретит огромное сопротивление, считает собеседник «Ведомостей»: даже в парламенте почти все были против данной резолюции.
Представитель Гугл отказался от официальных комментариев.
Гугл контролирует около 90% рынка интернет-поиска в Европе и нередко подвергается критике за внедрение положения на рынке, нарушение законов о индивидуальных данных, авторских правах и т. д. С 2010 г. Еврокомиссия ведет антимонопольное расследование деятельности Гугл.
Почти все работающие в Европе компании жалуются, что Гугл злоупотребляет доминирующим положением на рынке поиска: занижает в поисковых результатах позиции сервисов-конкурентов, запрещает устанавливать их на устройства под управлением операционной системы Android. Так, сиим в летнюю пору компания Aptoide, управляющая португальским магазином приложений, пожаловалась Еврокомиссии на то, что Гугл перекрывает на Android-устройствах конкурирующие магазины приложений. Жаловались на Гугл и южноамериканские компании - Microsoft, Yelp, Expedia и др.
Власти США традиционно критикуют намерения Евросоюза в отношении Гугл: это может плохо сказаться на интернациональных отношениях меж ЕС и США, произнес не так давно BBC сенатор Рон Уайден.
В России к Гугл тоже есть претензии - а именно, у «Яндекса». Не так давно производитель мобильных устройств Explay (в конце июня 2014 г. занимал 5,2% российского рынка телефонов, по данным GfK) отказался от сотрудничества с «Яндексом». Представитель «Яндекса» Ася Мелкумова связывала разрыв отношений с тем, что Explay начинает выпуск телефонов на базе пакета приложений Гугл Mobile Services (GMS). Ситуация смотрится так, что отказ от «Яндекса» - принужденная мера, навязанная Explay новеньким партнером, говорила Мелкумова: «В крайние годы Гугл поочередно усложняет распространение конкурирующих поисковых и остальных сервисов на мобильных устройствах под управлением Android и в браузере Гугл Chrome». Представители Explay подтверждали: отказ от предустановки товаров соперников Гугл - одно из обычных критерий соглашения с данной нам компанией.
Федеральная антимонопольная служба (ФАС) в курсе ситуации на российском рынке поисковых машин и пристально за ней смотрит, произнес «Ведомостям» начальник управления информационных технологий ФАС Владимир Кудрявцев. «Россия - одна из немногих государств, где есть мощные локальные игроки, потому естественно, что мы мониторим ситуацию», - разъясняет он. Правда, пока никаких жалоб на Гугл ФАС не получала. Ежели они покажутся, ФАС может возбудить дело - ежели увидит признаки нарушения антимонопольного законодательства, обещает Кудрявцев. Мелкумова не говорит, будет ли «Яндекс» жаловаться в ФАС.