Поиск «Яндекса» возвратился в качестве основного в браузер Mozilla Firefox для российских юзеров, говорится в официальном блоге Mozilla. Компания решила отрешиться от принципа одного поисковика для всех рынков, и сейчас в каждой стране договаривается с местными поисковиками. Так для США предустановленным по умолчанию поисковиком станет Яху!, в Китае - Baidu, в России - «Яндекс».
Ранее главным поисковиком практически по всему миру был Гугл. Но в этом году договор Гугл и Mozilla заканчивается. Mozilla заключила соглашение с Гугл в декабре 2011 г. Его характеристики компании не раскрыли. Но в денежной отчетности Mozilla докладывала, что договор с Гугл принес компании 84% ее годовой выручки, либо $103 млн.
«Яндекс» заключил новейший договор с Mozilla, но его подробности представитель компании Ася Мелкумова не открывает.
«Яндекс» уже сотрудничал с Mozilla в течение 3-х лет вплоть до 2012 г., когда Mozilla заключила глобальный договор с Гугл и закончила устанавливать «Яндекс» в качестве основной поисковой машины в российской версии Firefox. Основоположник «Яндекса» Аркадий Волож так откомментировал эту ситуацию в интервью «Ведомостям»: «То, что происходит на данный момент,- это такое огромное движение против сетевой нейтральности, за какую ранее все ратовали. Ранее царил принцип открытости и равноудаленности всех сервисов от платформ и устройств, на данный момент это в прошедшем. Мы долго дружили с Mozilla, но ее перекупили, и стало понятно, что нам не уйти от сотворения собственного браузера». В итоге в осеннюю пору «Яндекс» запустил свой браузер и заполучил компанию SPB Software, которая разработала программную оболочку для ОС Android.
Неувязка «Яндекса» в том, что у него нет своей мобильной платформы, через которую он может продвигать собственный поиск. Потому компании приходится договариваться с разрабами таковых платформ (к примеру, поиск «Яндекса» с неких пор стоит главным у российских хозяев iPhone и iPad).
Гугл активно продвигает собственный поиск через операционную систему Android, чья толика на всех рынках неприклонно растет. Соответственно растет и толика поиска Гугл, в том числе и в России. За год толика Гугл в России выросла на 4,1 пт до 30,9%, толика «Яндекса» снизилась на 1,7 п.п. до 60,1% (данные Liveinternet за октябрь 2014 г.). На изменение толика влияет дистрибуция Гугл в браузере Chrome и ОС Android, говорит Мелкумова. Она считает, что изменение опций поиска в новейшей версии Firefox окажет малый эффект на распределение толикой и фактически не воздействует на выручку «Яндекса».