Конференция S&P, посвященная перспективам суверенного и корпоративных рейтингов в РФ и экономической ситуации, свершилась в Москве 25 ноября и увлекательна сначала тем, что оценки рейтингового агентства, в октябре отказавшегося пересматривать суверенный рейтинг России, являются первыми опосля большой девальвации сначала ноября.
Старший директор S&P по суверенным рейтингам в регионе EMEA Кристиан Эстерс представил довольно неожиданный взор на ситуацию: согласно его презентации, суверенный рейтинг РФ (уровень ее платежеспособности по наружным займам) не определяется зависимостью от рынка нефти и остальных экспортных commodities - стоимость Urals лишь ослабляет его устойчивость.
Такую же непрямую опасность стабильности рейтинга несет, по оценкам S&P, снижающееся качество госуправления в РФ. Понизить суверенный рейтинг РФ, считает государь Эстерс, может лишь «более скорое, чем ожидалось, сокращение налоговых и наружных резервов», в основном идет речь о суверенных фондах и интернациональных резервах. Улучшение инвестклимата и изменение прогнозов роста ВВП рейтинг не усилит, но выравнивает, увеличение рейтинга может отдать рост наружных активов экономики, и маленький уровень госдолга на данный момент естественен.
Указание аналитиков S&P на понижение свойства госуправления в РФ имеет прямой отсыл: агентство не оценивает его без помощи других, а обращается к оценкам Глобального банка - Worldwide Governance Indicators (WGI). В свою очередь, WGI с 1996 года сводит в 6 субиндексов по отдельным составляющим свойства госуправления (в том числе и по РФ) оценки пары 10-ов глобальных исследовательских центров (от базы Cingranelli-Richards по уровню политического насилия до оценок свойства госрегулирования World Economic Forum и Economist Intelligence Unit).
По оценкам Глобального банка, с 2011 года в России стабильно понижаются два субпоказателя из 6 - «открытость / прозрачность госуправления» и «качество регуляторных решений», по двум характеристикам - «политстабильности» и «эффективности работы правительства» - констатируется улучшение (до уровней 2002-2003 годов), еще по двум - «контролю коррупции» и «соблюдению правовых принципов» - ситуация стабильна с 2009 года.
S&P констатирует, что непрозрачность госуправления и понижение свойства регуляторных решений - единственная значимая угроза суверенному рейтингу РФ. Это различает Россию, к примеру, от ЮАР, где главной опасностью S&P лицезреет налоговую политику, Индии, где трудности достаточно широки, и Китая, который имеет хорошие шансы на предстоящее улучшение рейтинга как заемщик по большинству характеристик. Неувязка госаппарата и госуправления, по оценкам S&P, быстрее среднесрочная, чем текущая. Во всяком случае, в 2015 году ни «война санкций», ни цены на нефть, ни рецессия в экономике суверенные рейтинги России, исходя из логики S&P, не изменят.
В отличие от Минэкономики, где убеждены, что текущий прогноз в 0,5% роста ВВП в 2014 году будет исполнен со стопроцентной вероятностью, в S&P уверенно предсказывают падение экономики РФ в четвертом квартале 2014 года и замедление темпов рост с 0,8% за январь-сентябрь до 0,3% по итогам года.
«Мы ожидаем, что в четвертом квартале экономика войдет в состояние технической рецессии», - заявила экономист агентства Татьяна Лысенко. В 2015 году при среднегодовой стоимости нефти $90 за баррель прогнозисты S&P ждут рост ВВП в 0,6%, в том числе благодаря импортозамещению. «Мы лицезреем опасности стагнации в среднесрочной перспективе. Есть опаски, что текущий кризис отвлечет внимание от реформ, которые были призваны понизить структурные ограничения, они не будут продолжены», - замечают в S&P.
Размещенный вчера же обновленный глобальный макроэкономический прогноз ОЭСР оказался даже наименее оптимистичным в отношении России. Ежели в 2014 году ОЭСР также ждет роста ВВП на 0,3%, то в 2015 году - нулевого роста. «Изменение направления торговых потоков занимает много времени, и настоящий рост ВВП, в согласовании с прогнозом, будет стагнировать в последующем году, до того как медлительно разгонится до 1,5% в 2016 году прямо за восстановлением инвестиций, связанных с замещением импорта»,- считают экономисты организации.
Вкупе с сиим как в S&P, так и в ОЭСР отмечают, что в случае предстоящего падения цен на нефть либо введения доп санкций экономику в обозримом будущем ждет рецессия. Но до неплатежеспособности Россию могло бы довести, по оценкам S&P, не это, а, быстрее, существенное изменение денежно-кредитной политики и ее «гибкости». На самом деле, S&P заявляет о том, что сегодняшний суверенный рейтинг РФ обеспечен режимом плавающего рубля и умеренностью в расходовании ФНБ и Резервного фонда - ежели Кремль и Белоснежный дом исчерпают резервы либо пойдут на возврат денежного контроля, рейтинг свалится.
За пределами госсектора, судя по состоянию денег рейтингуемых S&P российских компаний, дела обстоят не так тихо, тем более даже с учетом «войны санкций» ситуация там некатастрофична. По данным агентства, с 1 января по 12 ноября 2014 года толика компаний, прогноз рейтинга которых стал нехорошим, возросла с 10% до 41%. При всем этом толика заемщиков с положительным прогнозом уменьшилась с 79% до 52% соответственно, а со стабильным прогнозом - с 7% до 5%. Тем более ухудшение прогнозов происходит в критериях, когда «санкции не оказывают существенного негативного влияния на кредитное качество» большинства из российских клиентов S&P.
Действующие наружные ограничения не влияют на их операционную деятельность, 79% компаний имеют «адекватный» уровень ликвидности, все рейтингуемые компании «могут снижать капитальные издержки без существенного влияния на бизнес», считают аналитики агентства. При всем этом только 14% компаний имеют «неадекватную» ликвидность, и только 4% - «слабую», мысль «жить на свои» в 2014 году полностью реализуема. Стресс-сценарии S&P для банковского сектора также лучше, чем опосля кризиса 2008 года.
При всем этом в S&P убеждены: в критериях закрытых наружных долговых рынков поддержку ликвидности компаний окажут и российские банки, и правительство. Кроме этого, на бюджет отчасти ляжет и финансирование больших длительных инвестпроектов компаний. На рейтингуемые S&P наикрупнейшие российские компании приходится $123 миллиардов из $187 миллиардов выплат по наружным займам, которые, по данным ЦБ, нужно произвести с 4-ого квартала 2014 года по 3-ий квартал 2016 года.
Правда, даже ежели учитывать, что часть корпоративных долгов будет просто рефинансирована, а на личный наружный долг в рублях приходится около 20%, доп сокращение инвестиций российских компаний, которые не попадают в оценки S&P, к середине 2016 года можно оценить в $40 миллиардов - 10,5% всех капвложений в 2013 году.
В конце концов, 1-ые оценки S&P влияния ноябрьской девальвации также неординарны. В агентстве лицезреют отчетливо положительное влияние слабенького рубля на нефтегазовый сектор, слабоположительное - на горно-металлургический, слабонегативное - на инфраструктуру и транспорт, телекоммуникации, потребрынок и недвижимость. Конкретно в недвижимости, считает S&P, более высоки опасности заморочек с рефинансированием - опасности дефолтов слабенький рубль усилил в отношении строй компаний и девелоперов.
Дмитрий Бутрин, Алексей Шаповалов