Год начался с падения цен на нефть и понижения суверенного рейтинга России

На прошлой недельке агентство Fitch снизило суверенные рейтинги России по заимствованиям в иностранной и государственной валюте с BBB до BBB-. Это крайняя ступень рейтингов вкладывательного уровня. Аналогичный рейтинг Россия уже имеет по шкале S&P: в конце октября агентство подтвердило суверенный рейтинг России на уровне BBB-. Кредиторы постоянно ориентируются на низший из рейтингов, присваиваемых тройкой агентств, разъясняет основной экономист БКС Владимир Тихомиров, деяния Fitch быстрее запоздалые и навряд ли окажут конкретное влияние на эмитентов.

Но худшее, возможно, впереди. Оба агентства дают рейтингу России нехороший прогноз, а S&P в конце декабря объявило, что поставило суверенные рейтинги России на пересмотр с возможностью снижения, и решение о пересмотре быть может принято до конца января. Минус одна ступень рейтинга в иностранной валюте значит переход российских бумаг в «мусорную» категорию.

При снижении российского рейтинга до «мусорного» банки и инвестфонды, не имеющие права держать в ранце бумаги государств с таковым рейтингом, обязаны будут начать их распродажу.

Сам по для себя «мусорный» рейтинг немедля по российским заемщикам не стукнет, считает Тихомиров, но только поэтому, что финансовая ситуация и так очень плоха. Кредитные рынки уже закрыты из-за санкций: даже в вариантах, когда нет прямого запрета, кредиторы не желают брать на себя доп опасности, связанные с усилением санкционного режима.

Российские компании и банки, занимавшие на наружных рынках, испытывают трудности с рефинансированием, а стоимость обслуживания денежного долга подпрыгнула из-за ослабления рубля.

Из-за опасности фактически полного закрытия интернациональных рынков капитала понижение наружной долговой перегрузки негосударственных заемщиков достигло рекордных для послекризисного периода темпов, констатировало Fitch в сообщении о российском рейтинге.

Правительство в данном случае может посодействовать: уже дискуссируется выкуп корпоративных облигаций в случае понижения рейтинга до «мусорного», говорил министр экономического развития Алексей Улюкаев (см. врез).

Источников, которые мог бы иметь в виду Улюкаев, совершенно мало, замечает Тихомиров. Доходы бюджета сокращаются, придется использовать резервный фонд для покрытия недостатка, а фонд государственного благосостояния и так переподписан - средства необходимы на докапитализацию банков и инфраструктурные проекты.

По оценкам Fitch, в муниципальных резервных фондах порядка 12% от прогнозного ВВП на 2015 г. против 16% ВВП в кризисном 2008 году, а опасности на данный момент высоки: чем подольше сохранятся санкции, тем больше возможность перекладывания негосударственных наружных долгов на баланс страны.

Правительство, вероятнее всего, будет расходовать средства максимально осторожно, боясь, что они потребуются в случае еще больше сурового ухудшения финансово-экономической ситуации, считает Тихомиров. Выкуп корпоративных облигаций с данной точки зрения будет непродуктивным приложением ресурсов, продолжает он: вспоминается попытка поддержать фондовый рынок за счет скупки бумаг в осеннюю пору 2008 г., но тогда от идеи, к счастью, быстро отказались.