Сигареты в России выкуривают с рынка

Табачные производители - Philip Morris International (PMI) и Japan Tobacco International (JTI) - вчера отчитались о понижении отгрузок в России в прошедшем году. 3-ий табачный гигант, British American Tobacco, раскроет результаты работы в 2014 г. в феврале.

Рынок сигарет в России в 2014 г. сократился на 9,2% до 310,6 миллиардов штук из-за роста цен, вызванного повышением акцизов, и слабенькой экономики, сказала PMI. По данным Росстата, российское создание в прошедшем году сократилось на 8,8% до 355 миллиардов сигарет. Данные Росстата учитывают в том числе сигареты, которые идут на экспорт, подсчеты PMI близки к реальности, разъясняет разницу менеджер одной из табачных компаний.

Отгрузки самой PMI в России свалились не так сильно, как рынок в целом, - всего только на 3,5% до 84,9 миллиардов штук, показывает компания в отчете. При всем этом ее толика рынка за год выросла на 1 процентный пункт - до 27,1%, ссылается компания на данные Nielsen.

Практически PMI отвоевала долю у JTI. Общемировые отгрузки данной компании сократились на 4,7% до 398 миллиардов сигарет, при этом наибольшее влияние на результаты компании оказал спад промышленности в России, говорится в ее материалах. Общие отгрузки в России у компании сократились на 13,6%, отгрузки глобальных брендов JTI - на 10,1%. При всем этом общерыночный спад рынка компания оценивает в 9,5%, не раскрывая цифр в натуральном выражении.

На этом фоне толика российского рынка у JTI в натуральном выражении сократилась на 1,4 п. п. до 34,9%, в валютном - на 0,9 п. п. до 35,8%, указано в сообщении компании.

Резкое падение рубля на фоне интернациональных санкций против России усугубило прогнозы по состоянию российской экономики, и это размыло прибыль JTI в данной стране, пишет Bloomberg. Производитель импортирует табачное сырье за баксы и ослабление рубля понижает прибыль компании в России, показывает агентство, отмечая, что результаты компании не оправдали ожиданий аналитиков.

Не считая обычной предпосылки - роста цен из-за роста налоговой ставки - JTI именует очередной фактор, повлиявший на результаты. Понижение отгрузок, по ее мнению, вышло также за счет ценовых войн табачных производителей в низком и среднем ценовом секторе.

Представитель JTI не сумел уточнить, что значит эта формулировка. Но в конце июля компания уже называла такую причину понижения отгрузок. Тогда представитель компании уточнял «Ведомостям», что соперники придерживают цены, а JTI приняла стратегическое решение не участвовать в ценовой войне.

С 1 июня 2014 г. в России запрещена открытая выкладка сигарет в местах их реализации, и стоимость стала единственным действующим способом борьбы за покупателя, рассуждает сотрудник одной из табачных компаний. В данной для нас ситуации производители начинают искусственно сдерживать рост цен (в особенности на дешевенькие сигареты), жертвуя рентабельностью, только бы клиент не переключался на нелегальный продукт, разъясняет источник в иной табачной компании.

В 2014 г. нелегальный рынок сигарет составил 2,7% и в этом году он наверное вырастет из-за увеличения цен, убеждены табачные производители. По прогнозам PMI, в этом году рынок легальных сигарет сократится на 8-10% (до 279,5-285,7 миллиардов штук. - «Ведомости»).