Наикрупнейшая чешская авиакомпания Czech Airlines вчера заявила, что уменьшит число рейсов в Россию из-за падения спроса на билеты в этом направлении на 20%, сказал ТАСС. В компании отметили, что из-за отсутствия пассажиров уже не один раз отменялись рейсы в российские городка либо ставились самолеты наименьшей емкости. Czech Airlines уже скорректировала зимнее расписание и собирается отчасти поменять летнее: она прекратит полеты в Пермь и Уфу не будет открывать рейсы из Праги в Казань и Калининград. В компании не исключили способности восстановления полетов, но опосля улучшения экономической ситуации и роста доходов людей.
Czech Airlines не 1-ая иностранная авиакомпания, пересмотревшая планы работы в России в связи с кризисом. В Finnair сказали, что до 22 апреля компания прекратит рейсы в Казань, Нижний Новгород и Самару. В Flydubai заявили, что с конца января компания уменьшила рейсы по ряду российских направлений «из-за текущей ситуации на рынке и уровня спроса» (это не затронет рейсы из столичного Внуково). Наикрупнейший скандинавский перевозчик SAS уменьшит рейсы из Москвы и Петербурга в Стокгольм и Копенгаген. Germanwings хочет прекратить с весны полеты из Дюссельдорфа в Москву, а с 15 февраля Air Berlin будет летать меж Берлином и Петербургом только раз в день. Ее дочерняя компания Niki прекратила с конца января полеты из Москвы в Вену, сказали «Ъ» в аэропорту Домодедово. Английская EasyJet уменьшила с 1 февраля число еженедельных рейсов с 13 до 11, а с 29 марта сохранит только один рейс в недельку. Израильская El Al закрыла рейсы меж Петербургом и Тель-Авивом, с конца марта из России вполне уйдет Thai Airways. Сокращение спроса на маршрутах в Таиланд вызвано понижением покупательской возможности населения, сказали «Ъ» в компании.
Отказы перевозчиков уже сказались на интенсивности движения (число рейсов) в российском воздушном пространстве: по сведениям «Ъ», в 2014 году этот показатель сократился на 3% на интернациональных линиях, а транзит над российской территорией и совсем свалился на 7%. Пассажиропоток из России за предел, по данным «Ъ», в 2014 году вырос только на 3%. Источники «Ъ» в отрасли убеждены, что на это воздействовали и трагедия Boeing 777 Malaysia Airlines под Донецком, и политическая ситуация. На внутренних линиях интенсивность движения, напротив, выросла на 13%.
Вице-президент Ассоциации туроператоров России Дмитрий Горин считает, что российские авиакомпании полностью управляются с «импортозамещением», получив доп пассажира. При всем этом отмена рейсов из регионов за предел вновь вынуждает пассажира лететь через Москву и Петербург, отмечает эксперт, происходит возврат к развитию хабов. Российские авиакомпании также получили возможность забрать новейшего транзитного пассажира на маршрутах из Северной Европы - к примеру, в Таиланд за счет наиболее доступных тарифов, добавил государь Горин. Эту тенденцию «Ъ» подтвердил основоположник Aviasales Константин Калинов. По его словам, билеты «Трансаэро», например, на €100 дешевле при полетах из Парижа и Берлина в Разделяй, аналогичную экономию можно получить при полетах «Аэрофлотом» из Амстердама и Парижа в Токио и Шанхай. Источник, близкий к «Аэрофлоту», говорит, что спрос на интернациональных линиях из России в январе вырос лишь на 9%, тогда как на внутренних - на 21%, и подтверждает, что компания компенсировала падение локального спроса за счет транзитных пассажиров - в основном на маршрутах из Европы в Азию. В «Трансаэро» заявили, что иностранные авиакомпании уменьшают перевозки на российском рынке, потому что ориентировались «на поток конкретно российских пассажиров заместо привоза иностранных туристов в Россию».
Основной редактор «Авиатранспортного обозрения» Алексей Синицкий говорит, что уход хоть какого перевозчика с маршрута понижает излишек емкостей на рынке и остроту конкуренции. Оставшиеся компании сумеют поддерживать уровень цен на билеты и рентабельность, замечает он, но пассажирам навряд ли стоит ожидать понижения цен на билеты по сиим маршрутам.
Елизавета Кузнецова