Минэкономразвития подготовило обновленную редакцию законопроекта о ГЧП ко второму чтению (копия есть у «Ведомостей»). На данный момент документ дорабатывается для принятия в весеннюю сессию, сказал представитель Минэкономразвития.
Законопроект о ГЧП был принят в первом чтении еще в весеннюю пору 2013 г. и с того времени готовится ко второму. В конце января Минэкономразвития предложило консультантам и представителям бизнеса обсудить обновленную версию.
Новейший закон должен разрешить разные формы ГЧП, а не только лишь концессии, как на данный момент. При этом не только лишь на федеральном уровне, да и в регионах и муниципалитетах. Большая часть регионов приняли собственные законы о ГЧП, но употребляются они не чрезвычайно активно из-за рисков противоречия федеральному законодательству (см. график). Большие банки, которые финансируют проекты ГЧП, региональные законы о ГЧП при отсутствии федерального даже читать не будут - с их точки зрения, проекты по региональным законам «нефинансируемы», говорит вице-губернатор Ленинградской области Дмитрий Ялов.
Чтоб запустить поток проектов, Минэкономразвития решило обрисовать единые правила и процедуры ГЧП в федеральном законе. С момента принятия в первом чтении документ значительно возрос: с 13 статей на 18 страничках до 47 статей на 140 страничках. Профессионалам предложено представить замечания, говорят два участника обсуждения: сразу идет работа над устранением замечаний администрации президента. Они получены в рабочем порядке, официального отзыва администрация еще не давала, уточняют собеседники «Ведомостей».
Из законопроекта «об основах ГЧП» документ перевоплотился в довольно детализированный нормативный акт, замечает партнер Hogan Lovells Александр Долгов: может быть, следовало бы перенести часть регулирования в подзаконные акты. Законопроект чрезвычайно агрессивно регламентирует конкурсную функцию, говорит юрист Herbert Smith Freehills Яна Иванова. Инфраструктурные проекты нельзя делать под копирку, потому и потерпели крах типовые формы концессионных соглашений, разъясняет она: так что и инфраструктурные конкурсы проводить под копирку нереально, нужна узкая настройка правил под потребности определенного проекта.
Новейший закон о ГЧП более важен для маленьких и средних региональных проектов, отмечает Николай Захаров из «НЭО центра»: сначала соц объектов и транспортной инфраструктуры регионального и местного значения (улично-дорожная сеть, легкорельсовый транспорт, региональные аэропорты). Концессионная модель для таковых проектов нередко неоправданна, разъясняет Захаров: издержки на подготовку и проведение конкурса несопоставимы с масштабом проекта. Зато уже есть практика структурирования таковых проектов по региональным законам, хоть они не реализовывались из-за больших рисков.
В критериях экономического кризиса и недостатка региональных бюджетов применение различных схем даст суровые достоинства, надеется Захаров: к примеру, появление права принадлежности инвестора на объект соглашения дозволит получить заемное финансирование на наиболее выгодных критериях. Для большинства имеющихся проектов можно применять концессию, пласт проектов, которым нужны другие модели, довольно узенький, считает Ялов: но это не означает, что законопроект о ГЧП не нужен, чем больше инструментов для различных проектов, тем лучше.
Но пока при высочайшей стоимости финансирования провести конкурс можно, а вот начать стройку тяжело, признает Ялов: «Но работа над проектами не прекращается - по другому, когда финансовая ситуация улучшится, опять придется ожидать год-полтора, чтоб запустить проект».