Сбербанк в 2014 г. сэкономил 40% бюджета IT-закупок

В 2014 г. Сбербанк сэкономил на IT-закупках $450 млн, что составило 40% бюджета госбанка на IT-решения, сказал «Ведомостям» сотрудник пресс-службы Сбербанка. Экономия произошла благодаря решению госбанка отрешиться от посредников в IT-закупках: предправления банка Герман Греф поведал о этом решении в июне 2014 г. на собрании акционеров банка. Стратегия прямых закупок начала реализовываться лишь с IV квартала 2014 г., уточнил представитель Сбербанка.

«Мы теряли большие средства, так как все эти посредники питались на нас», - говорил Греф в июне. За крайние 5 лет банк перебежал на прямые контракты с главными производителями оборудования и ПО, отказавшись от посредников и снизив закупочные цены на 20-40%, говорил он. В 2011 г. банк закупил для новейшего центра обработки данных через системного интегратора «Крок» серверы IBM в четыре раза дороже, чем они обошлись бы ему впрямую от производителя, говорится в материалах уголовного дела, возбужденного 23 октября 2013 г.

Рвение Сбербанка к прямым контрактам разделяют далековато не все банки. Управляющий IT-блока 1-го из больших российских банков говорил ранее «Ведомостям», что его банк не собирается исключать системных интеграторов из цепочки поставки оборудования. Дело в том, что совместно с самим оборудованием банк заказывает у системного интегратора и работы по его настройке и интеграции в IT-инфраструктуру, объясняет он. Сэкономив на прямой поставке, все равно пришлось бы обращаться к интегратору за IT-услугами, так как иметь в штате собственного спеца, который умеет настраивать это оборудование либо софт, часто нет смысла, говорит собеседник «Ведомостей». Тем паче что умельцы, которые знают недокументированные индивидуальности оборудования, - продукт штучный и узкоспециализированный.

Человек в руководстве Сбербанка уточняет, что речи о полном отказе банка от услуг системных интеграторов не идет. Хотя банк очень употребляет мощности дочерней IT-компании «Сбертех», на некие участки проектов Сбербанк завлекает профессионалов из системных интеграторов - лишь для получения IT-услуг.

Сбербанк сумел сэкономить, отказавшись от посредников в закупках, из-за масштабов собственных IT-проектов, разъясняет аналитик IDC Александр Прохоров. Банк организовал собственные дочерние IT-компании - «Сбертех» и «Сберсервис», на которые перевел выполнение тех задач, которые в компаниях наименьшего размера традиционно выполняют интеграторы. Практика отказа от IT-посредников всераспространена также в нефтегазовой отрасли, замечает Прохоров, приводя в пример ИТСК («IT-дочка» «Газпром нефти» и «Сибура») и «Лукойл-информ» («IT-дочка» «Лукойла»), которые обслуживают все IT-потребности головных компаний.

В качестве прямых заказчиков вендоров потенциально интересуют только около 10 российских компаний - сначала наикрупнейшие госкомпании и госбанки, говорил «Ведомостям» в июне заместитель гендиректора компании InfoWatch Рустэм Хайретдинов.

Ежели примеру Сбербанка массово последуют остальные большие заказчики, то это быстрее принесет вред IT-рынку, так как лишит его обмена опытом, уверен гендиректор системного интегратора Radius Group Дмитрий Мариничев. Собрав с рынка разрабов и инженеров, Сбербанк поставил перед ними собственные задачки, но в системном интеграторе либо разрабе софта они работали бы над IT-проектами со всего рынка и могли бы тиражировать свои решения и опыт, замечает он.

«Ростех» в июне 2014 г. тоже улучшал IT-закупки, сделав дочернюю «РТ-информ» корпоративным дистрибутором IT-решений. Ранее компании, входящие в его структуру, получали IT-решения порознь, и за счет размеров «Ростех» рассчитывал экономить до 30% собственного бюджета. Госкорпорация оказалась довольна результатом - закупив первую партию софта в декабре 2014 г. наиболее чем для 30 компаний, она смогла уложиться в бюджет, утвержденный еще до конфигурации курса рубля, сказал представитель «Ростеха». Госкорпорация продолжит объединять закупки и рассчитывает на скидки от производителей.