Толика пустующих площадей в торговых центрах утроилась

Торговые центры не могут отыскать арендаторов и обязаны раскрываться полупустыми, заявили «Известиям» в интернациональной компании Cushman&Wakefield, которая занимается консалтингом и подбором арендаторов. В специализирующейся на коммерческой недвижимости брокерско-исследовательской компании «Магазин магазинов» посчитали, что толика вольных площадей в секторе торговых центров практически утроилась до 8,5%.

- Cейчас это действительность рынка - крупная часть открытий ТЦ происходит при большом количестве неработающих магазинов галереи. Статистика последующая: на конец 2014 года общественная площадь пустующих секций в ТЦ - около 400 тыс., 8,5% от размера рынка. Это чрезвычайно много, практически втрое больше, чем на конец 2013 года, - говорит Андрей Васюткин, управляющий отдела исследований и консалтинга компании «Магазин магазинов».

Часто в торговых центрах работают лишь якорные арендаторы - гипермаркеты, и встает вопросец, считать их открытыми либо еще как бы нет, отметила Лада Белайчук, начальник отдела торговой недвижимости Cushman&Wakefield. Так, в Москве в 2015 году открылся ТЦ «Кунцево Плаза», в каком работали лишь «Ашан» и «Эльдорадо». Как уточнила Белайчук, при общей площади торгового центра в 65 тыс. кв. м площадь 2-ух гипермаркетов составляет максимум 10 тыс. квадратов.

- В «Авиапарке» (один из огромнейших ТЦ в Европе, площадью 390 тыс. кв. м, открылся в ноябре 2014 года) пока чрезвычайно много пустых помещений. Собственники молвят, что там подписаны контракта, просто арендаторы еще не заехали, но он открылся пустой. Та же история с ТЦ «Водный» на Аква стадионе в Москве - пустует половина площадей, ежели не больше. Подобная ситуация в регионах. «Галерея Новосибирск» открылась, когда в ней работал лишь якорный арендатор, не заполнен «Космомол» в Иркутске, в Иваново открылся ТЦ «Ясень» площадью 25 тыщ кв. м, но там работает лишь продуктовый ритейлер «Лента». В «Ритейл-парке 007-М7», площадью 77 400 кв. м (Ногинск) раскрылось лишь Metro и скоро раскроется OBI, - приводит примеры Белайчук.

В этом году ситуация не поменяется: по оценкам Cushman &Wakefield из заявленных к вводу 3,7 млн кв. м (это около 60 торговых центров), реально выйдет на рынок лишь половина площадей. Часть этих моллов (кое-где на 800 тыс. кв м), планировали открыть еще в 2014 году, но открытие отложено. Дальше, в тех торговых центрах, что раскроются, вероятнее всего, навряд ли будут заполнены наиболее чем на 50%, - считает Белайчук.

Васюткин подтвердил этот нехороший прогноз. По его словам, арендаторы на данный момент берут мораторий на выход на отделку и открытие в фактически готовых ТЦ.

- Надеемся, что будут и исключения - в 2015 году в Москве запланировано открытие пары знаковых объектов, ситуация с заполняемостью по которым будет лучше, чем у других. Речь не идет про докризисные 80-85%, но 50% уже будет хорошо, - обрисовывает предстоящий ход событий Васюткин.

По оценке Константина Ковалева, управляющего напарника компании Blackwood, суммарная толика функционирующих магазинов на момент открытия объектов в 2014 году составляла менее 30-50%. Открытие торговых центров с неработающими магазинами, как он считает, дозволяло девелоперу не нарушать обязательства по срокам открытия перед арендаторами.

- Техническое открытие торговых центров в ситуации стагнации рынка - нужная процедура, так как дозволяет выполнить обязательства сторон по вкладывательному договору. То событие, что ТЦ при всем этом фактически пуст либо арендаторы покидают его, как поле боя, скоро опосля открытия, не является де-юре подсудным делом и регулируется форс-мажорными обстоятельствами, - согласна с ним Екатерина Крылова, директор столичного консульства Российской гильдии управляющих и девелоперов (РГУД). - Сложившаяся ситуация связана с тем, что инвесторы не готовы разглядывать в качестве арендаторов кого-то не считая, к примеру, fashion-операторов, сетевых супермаркетов, обычно снимающих большие площади. Но перечень таковых мега-брендов ограничен и разобран уже существующими ТЦ.

- Больше арендаторов еще со второго-третьего квартала 2014 года начали в неофициальных беседах докладывать о пересмотре планов по развитию. К концу года большие якорные арендаторы тоже стали наиболее кропотливо подступать к вопросцу выбора площадей, - поведал Павел Анисимов, замдиректора департамента торговой недвижимости S.A. Ricci. - Соединено это с тем, что покупательская способность населения падает, в след за ней и обороты ритейлеров, в то же время стоимость аренды, эксплуатации и иных расходов в лучшем случае остаются постоянными.

Представители фактически торговых центров, обычно, уходят от ответов либо отрешаются комментировать сложившуюся ситуацию. Так, в ЗАО «Авиапарк», занимающемся управлением одноименного торгового комплекса, сказали, что количество арендаторов является конфиденциальной информацией. В компании Jones Lang LaSalle, которая оказывает «Авиапарку» сервисы по брокериджу, «Известиям» заявили, что ТЦ уже заполнен на 85%.