29 января. /Корр. ТАСС Надежда Геращенко/. Наикрупнейшая в России пивоваренная компания «Балтика» (заходит в датскую группу Carlsberg) в четверг объявила, что с 30 апреля 2015 года закроет два из 10 собственных заводов, на которые приходится 15% производственных мощностей. С учетом закрытых в течение прошедшего года 2-ух российских компаний турецкой Anadolu Efes и 1-го завода «САН ИнБев» пивоваренные мощности в России сократятся наиболее чем на 9%, следует из данных компаний и оценок Росстата по размеру производства пива и загрузке мощностей.
Пивовары ликвидируют лишниие мощности из-за общей сложной экономической ситуации, также из-за изменившегося регулирования отрасли, в том числе увеличения акцизов, ограничения рекламы и запрета на реализации пива в киосках в рамках антиалкогольной кампании.
Все эти причины приводят к понижению продаж в отрасли и росту издержек. Производственные мощности в пивоварении в среднем загружены на 55% (данные Росстата за 2013 год), и пивоваренные компании, чтоб уменьшить издержки на их содержание, закрывают некие фабрики. В случае восстановления подходящей ситуации создание пива быть может восстановлено за счет вольных мощностей на оставшихся предприятиях.
Закрыть законсервированное
«Балтика» в весеннюю пору закрывает свои фабрики в Челябинске и Красноярске из-за падения продаж на рынке пива, сказала компания. Российские компании Carlsberg кроме пива под брендом «Балтика» выпускают также пиво «Арсенальное», «Невское», «Ярпиво», Tuborg и Carlsberg. В итоге закрытия заводов совокупные производственные мощности группы в России снизятся приблизительно на 15%.
Кроме этого «Балтика» еще в октябре законсервировала наиболее половины собственных производственных линий на основной площадке - в Санкт-Петербурге. Создание на планирующихся сейчас к закрытию заводах на Урале и в Сибири в осеннюю пору тоже было законсервировано. Предполагалось, что варка пива и розлив на их возобновятся, когда рынок начнет восстанавливаться. Но декабрьская девальвация рубля и трудности с кредитованием из-за роста ставок еще более усугубили ситуацию.
В итоге Carlsberg ввела мораторий на прием служащих и увеличение зарплат. Сокращение затронет 7% персонала группы в России. Компания планирует уволить 560 работников 2-ух закрывающихся заводов (70% местного персонала), выплатив им 300 млн рублей компенсаций. Оставшиеся сотрудники получат предложение перейти работать на остальные компании Carlsberg в России и Восточной Европе. Не подвергнутся сокращению лишь спецы, отвечающие за реализации и логистику в Челябинске и Красноярске. Они будут распределять продукцию «Балтики», которая начнет поступать с оставшихся восьми работающих заводов группы.
«С каких заводов пойдет продукция в эти регионы, будет зависеть от анализа разных причин. Будут выработаны рациональные схемы», - объяснил ТАСС представитель «Балтики» Алексей Кедрин.
Закрытие 5 заводов
До «Балтики» из-за кризиса в отрасли о закрытии заводов объявляли и остальные участники рынка. В течение 2014 года закрылось три пивоваренных завода. «САН ИнБев» закрыла Ангарский пивоваренный завод, а российская дочерняя компания турецкого производителя пива Anadolu Efes (Efes Rus) компании в Москве и Ростове-на-Дону. У больших игроков на пивном рынке России остаются 33 завода: у Heineken - 8, «Очаково» - 4, Efes - 6, Anheuser-Busch InBev - 7 и у Carlsberg - 8.
Общественная мощность всех 5 закрытых с начала 2014 года компаний составляет приблизительно 150 млн отдал (декалитр, равен 10 л), из которых на завод «Балтики» в Челябинске приходится 45 млн отдал, а в Красноярске 25 млн отдал, следует из данных компаний.
Суммарные производственные мощности российской пивоваренной отрасли на 2013 год можно оценить в 1,6 миллиардов отдал на базе данных Росстата о объеме производства пива (890 млн отдал) и загрузке мощностей (55%). Таковым образом с закрытием заводов российский рынок наименее чем за полтора года растеряет 9,1% пивоваренных мощностей.
Пива становится меньше
Реализации пива понижаются уже не 1-ый год. В течение крайних 5 лет размер российского пивного рынка сократился наиболее чем на 20% По данным Росстата, в 2013-14 годах рынок сокращался практически на 8,5% раз в год, упав до 816 млн отдал.
Пивовары говорят, что трудности отрасли соединены со сложной макроэкономической обстановкой, несбалансированным регулированием и налогообложением отрасли. О этом все пивоваренные компании упоминают в собственных отчетах. О понижении продаж пива в России по итогам прошедшего года сказали все большие международные игроки пивного рынка - Carlsberg, Heineken, Anheuser-Busch InBev и Efes.
В числе заморочек они упоминают рост акциза на пиво в 6 раз за крайние 5 лет (с 3 рублей до 18 рублей на литр в 2014 году), суровые ограничения на рекламу (коммуникации с потребителями), запрет продаж пива в киосках, ограничения по времени реализации пива, регулятивные требования к рецептуре и упаковке. Все это, по мнению участников рынка, привело к резкому повышению издержек и росту цен на пиво для конечного потребителя.
По итогам 2014 года к сиим факторам прибавилась девальвация рубля и трудности с банковскими кредитами. Так, курсовые различия уже сказались на показателях всей группы Carlsberg по итогам 9 месяцев в странах Восточной Европы. Незапятнанные реализации за этот период сократилась на 17% до 11,4 миллиардов датских крон (порядка 2 миллиардов баксов), в основном из-за негативного влияния курсовых различий (минус 16%), в том числе понижения курса рубля (на тот момент на 13%).