Уже 60% респондентов считают, что государственная экономика находится в рецессии (в 3-ем квартале прошедшего года их было 42%), следует из исследования Nielsen. Каждый 3-ий россиянин (34%) считает, что страна не выйдет из кризиса в ближний год. В сложившейся ситуации потребители планируют сокращать хозяйственные расходы: половина россиян готова меньше растрачивать на утехи вне дома, 49% - брать меньше одежды, 46% - экономить на маленьких отпусках. «Экономическая и политическая напряженность в России до начала ноября 2014 года фактически не отражалась на настроениях потребителей, но действия на денежном рынке в конце года повергли их в шок и подорвали уверенность в своем будущем»,- говорит управляющий директор «Nielsen Восточная Европа» Кириакос Кириаку.
Россияне переключили свое внимание с войны на Украине на состояние государственной экономики, считает Nielsen. В четвертом квартале 2014 года 20% людей называли экономику основной предпосылкой для беспокойства, тогда как в 3-ем квартале этот показатель составлял 10%. Вооруженные деяния на Украине на данный момент тревожут 12% людей (22% в 3-ем квартале прошедшего года). Каждого десятого россиянина сейчас волнует рост цен на пищу (в прошлом квартале таковых было всего 6%).
Клиент декабря 2014 года по почти всем показателям стал прогуляться на покупателя кризисных 2008-2009 годов, резюмируют в Nielsen. Три четверти (78%) респондентов стали наиболее экономными. Третья часть опрошенных отметила, что их доходы с августа по декабрь снизились, аналогичный показатель аналитики фиксировали в ноябре 2008 года. Также третья часть россиян призналась, что обязана брать меньше FMCG-товаров, чем в прошлом квартале. Наиболее 30% предвидят ухудшение свойства продуктов и ощутимое сокращение ассортимента в магазинах, 60% ждут предстоящего значимого роста цен.
В январе уже 91% россиян отмечали, что они либо их родственники ощутили на для себя увеличение цен, таковы данные Synovate Comcon. Сначала 2009 года этот показатель составлял 79%. Опрос компании показал, что 23% обитателей городов-миллионников запасаются продуктами питания, бытовой химией и лекарствами, 16% заполучили продукты, которые не планировали брать в последнее время (сначала бытовую технику, электронику, девайсы и мебель).
В декабре наикрупнейший ритейлер бытовой техники и электроники «М.Видео» фиксировал небывалое повышение спроса. В прошедшем месяце из-за огромного наплыва покупателей на фоне сурового ослабления рубля оборот компании вырос на 73%, до 43 миллиардов руб. против 25 миллиардов руб. в декабре предшествующего года. В январе ритейлер отмечает сезонный отток клиентов по сопоставлению с декабрем, признает представитель «М.Видео» Антон Пантелеев.
В Auchan также увидели смену потребительских настроений. «Пока средний чек не поменялся, но мы отмечаем переток спроса в сторону дешевеньких товаров», - ведает представитель Auchan Мария Курносова. Компания отмечала в конце прошедшего года закупки крупы и бытовой химии впрок. В «Дикси», напротив, суровых закупок продуктов долгого хранения не зафиксировали. «Исключение составляют недлинные всплески стрессовости, связанные со слухами и страхами»,- говорит представитель ритейлера Екатерина Куманина. Вкупе с тем сеть расширила линейку социально важных продуктов под своими торговыми марками - хлеб, молоко, яичко, крупа.
Еще в ноябре 2014 года аналитики фиксировали, что каждый 4-ый россиянин сейчас совершает покупки в дискаунтерах и магазинах у дома. В декабре выручка наикрупнейшго российского ритейлера «Магнит» (основной дивизион - дискаунтеры) выросла на 37,3%, по итогам года оборот возрос наиболее чем на 31%, до 763 миллиардов руб. Выручка «Дикси» (основной дивизион - магазины у дома) в декабре возросла на 33,3%, до 24,5 миллиардов руб., по итогам 2014 года этот показатель возрос 26,9% и составил 229 миллиардов руб.
Анастасия Дуленкова