Когда ритейлеры электротоваров Dixons Retail и Carphone Warehouse соединились в прошедшем году, ряд магазинов немедля перераблотали в совместные точки продаж. Часть Carphone выделили наиболее приглушенным тоном пола, чтоб разграничить с площадью, занимаемой брендами Dixons - Currys and PC World. Но гендиректор Dixons Carphone Себастьян Джеймс сейчас боится, что раскрашивание пола могло сделать ложное воспоминание и у персонала, и у покупателей о новообразованной компании. Сам Джеймс считает ее единым целым.
Слияние мечты
Годом ранее Джеймс, который до слияния возглавлял Dixons, встретился с сотрудником из Carphone Warehouse Эндрю Гаррисоном, чтоб пропустить стаканчик в английском баре Electric Cinema и обсудить, как им будет работаться совместно. «Рассматривая ситуацию с различных сторон, мы не могли избавиться от великолепного чувства, что у нас единый бизнес», - вспоминает Джеймс.
7 августа Dixons и Carphone завершили «слияние равных». Выручка новейшей компании составляет 10 миллиардов фунтов стерлингов, в 14 странах на нее работают наиболее 40 000 человек.
Выступая в ноябре на FT Innovate conference, Джеймс и Гаррисон (который стал заместителем гендиректора новейшей компании) отпускали доброжелательные шуточки, как будто двое новобрачных. «Все идет лучше некуда, но подозреваю, что почти все молодожены произносят такое более трех-четырех раз за медовый месяц», - иронизирует Джеймс. Объявляя в конце года промежные результаты компании, он так разгорячился, что заявил: «[Процесс слияния] идет даже лучше, чем в самых смелых моих мечтах».
Оба управляющего молвят о слиянии как о кое-чем предначертанном компаниям самой судьбой. И впрямь - один из бывших топ-менеджеров Dixons признается, что идею слияния Carphone обсуждали еще в 2009 г.
Гаррисон вспоминает, что начало всему положила дискуссия о том, куда катится мир и что в нем желает достичь компания. Звучит очень патетически, но по сути подобные дискуссии - хорошее начало почти всех сделок. На примере недавних слияний и поглощений в США и Англии Cass Business School обосновывает, что в перечне успешных сделок большая часть составляют те, что были инициированы по стратегическим суждениям.
Dixons и Carphone пришлось убыстрить процесс, когда слухи о будущей сделке проникли на рынок. Нет худа без добра - утечка дозволила обеим компаниям делиться огромным объемом инфы с персоналом и поставщиками. То же исследование Cass Business School указывает значимость коммуникации: две трети компаний, удачно прошедших слияние, очень тщательно открывали свои планы.
Неувязка вырастет
К августу 2000 менеджеров магазинов обеих компаний прошли кооперативный тренинг. Одной из его целей было познакомить будущих коллег. Менеджеры обязались провести разъяснительную работу посреди персонала магазинов. Накануне завершения сделки магазин на Оксфорд-стрит - один из 7, избранных для пилота по совместной работе, - организовал встречу персонала за пиццей, «чтобы каждый сообразил, почему компании соединяются и почему это так важно», вспоминает Джиоти Калра, управляющий персонала этого магазина.